?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
о кризисе и о внешней политике России - Дневник Юлия Квицинского — LiveJournal
Нерегулярные записи и размышления...
kvitsinski
kvitsinski
о кризисе и о внешней политике России
Недавно прошедший в Лондоне саммит "двадцатки" наглядно продемонстрировал, что ни так называемый "цивилизованный мир", ни примкнувшая к нему Россия кризиса не ожидали, механизмов и перспектив его они не понимают, и путей выхода из него не знают..
Его участники раскололись. США, Англия и Япония не хотели никаких мер по установлению эффективного международного контроля за деятельностью своих банкиров и биржевых спекулянтов. А в более широком плане - контроля над существующим сейчас несправедливым мировым экономическим порядком. Они все еще надеются починить прежнюю систему эксплуатации всего мира, при которой англосаксы и связанные с ними глобальные спекулянты всасывают материальные и финансовые ресурсы других государств и народов, а взамен экспортируют инфляцию в виде дутых финансовых инструментов. Такая система выгодна им. Она позволяет, например, Америке из года в год потреблять в два раза больше, чем она производит.


Им оппонировали крупные европейские державы, которые не хотели платить по долгам проторговавшихся и проворовавшихся американских строителей финансовых пирамид, предлагали навести в международной экономической и финансовой жизни прозрачность и порядок, склоняли США к усилению регулирующей роли государства и необходимости уделять больше внимания социальным вопросам.
Китай и Россия какой-то особой роли на встрече "двадцатки" не играли, а занимались маневрированием. При этом китайцам удалось отстоять свои интересы применительно к их особым экономическим зонам, в частности, Гонконгу и Макао. Что удалось России - не совсем ясно. Грандиозные планы создания альтернативной мировой валюты не обсуждались. Их просто отложили на потом. Ни о какой роли рубля как конвертируемой валюты и инструмента расчетов речи тоже не было. Оно и понятно в обстановке, когда продолжается девальвация рубля, падение цен на энергоносители и сырье и возникает огромный бюджетный дефицит, который превысит в этом году 8%.
Недавно в Госдуме с отчетом правительства выступал В.В.Путин. Он признавал, что 2009 год будет очень сложным, однако, призывал сохранять оптимизм и даже говорил, что другие страны завидуют тому, как у нас идут дела.
Наверное, есть и такие страны. Но ведущие развитые страны Запада нам, конечно, вряд ли завидуют. Прогнозы дальнейшего развития российской экономики, которые выдают МВФ, ВБ и ОЭСР, довольно пессимистичны. Все они предсказывают нам серьезное падение производства, дальнейший рост безработицы и быстрое исчерпание валютных резервов. Это приведет к необходимости больших финансовых заимствований на внешних рынках. Получение их в условиях кризиса будет затруднительным, так что, скорее всего, потребуются политические уступки и новые распродажи "фамильного серебра", еще оставшегося в наследство от советской власти.
Наше правительство не соглашается с такими оценками. Насколько оно при этом искренно - сказать трудно. Ясно, что правительству и "Единой России" сейчас любой ценой надо поддерживать стабильность в обществе и сеять оптимизм. Не будем забывать о том, что в начале кризиса нам говорили, будто он обойдет Россию стороной, а потом оказалось, что мы влетели в кризис по полной разметке.
Иначе и не могло быть. Сейчас мы расплачиваемся за бездарно потраченные годы, когда самодовольно восседали на нефтегазовой игле, складывали доходы от экспорта своих природных богатств в иностранные кубышки, покупали дворцы, яхты и футбольные клубы, ничего не делая для восстановления реального производства, порушенного в результате гайдаровско-чубайсовских реформ и деятельности наших так называемых "эффективных собственников". Начался кризис и все увидели, что никаких эффективных собственников в России нет, что полученную в ельцинские годы задарма народную собственность они толком-то и эксплуатировать не умеют, то и дело залезают в долги за границей и просят бюджетной подпитки. Что за все эти годы предприняли российские предприниматели? Что они создали? Где новые заводы, фабрики, электростанции, научные центры, дороги, аэродромы, порты? Где низкие цены, которые нам обещали как результат приватизации и конкуренции? Где рост благосостояния населения и комфортности жизни, о котором кричала российская "демшиза"? Когда к власти приходили "эффективные собственники" у нас в стране было более 100 тыс. предприятий. Что имеем сейчас? Героические усилия правительства оказать помощь и спасти несколько сотен производств. Куда подевалось все остальное? То, что еще осталось, по мнению правительства, пусть банкротится, продается, идет по ветру. Как любит говорить Познер, почувствуйте разницу между тем, с чего начинали, чего обещали и к чему в конце концов пришли.
Кризис - это всегда момент истины. Кризис обнажил несостоятельность ныне действующей глобальной капиталистической системы. Россия очень постаралась войти в эту систему, намертво привязаться к ней. Путин прав, когда объясняет эту взаимосвязь, но кризис обнажил и полную несостоятельность российской капиталистической модели. Как говорится в Библии, завеса разорвалась, и храм российского капитализма оказался пуст. В нем не оказалось ничего, кроме Рублевки, Куршевеля, яхт, Мерседесов и бесполезных "жирных котов".
Поэтому в действительности кризис ударит по России тяжелее, чем по другим странам. Для этого есть ряд объективных причин. Во-первых, мы вошли в него, по сути дела, не имея современной экономики. Нам не на что опереться, чтобы обеспечить покрытие потребностей государства за счет своих производительных сил. Мы в решающей степени зависим от импорта по продовольствию, ширпотребу, лекарствам и т.д. Во-вторых, в получении доходов от экономической деятельности мы целиком зависим от экспорта энергоресурсов, минерального сырья, металла и леса. Ценообразованием на этих рынках мы не управляем и обречены каждые три-четыре месяца переделывать свой бюджет и экономические планы, подстраивая их под стихию внешнего рынка, где не мы заказываем музыку. В-третьих, наша так называемая подушка безопасности по сути дела носит случайный характер. Сегодня повезет, так она будет, а завтра не повезет, так ее и не будет. Набивать ее на надежной постоянной основе не получается.
С этой точки зрения Россия находится в уникально уязвимом, ненадежном положении по сравнению с другими странами. Они хорошо видят это и несомненно будут пытаться возложить на нас свои издержки выхода их кризиса. От нас будут брать природные богатства, а от Китая его товары, производимые за счет эксплуатации исключительно дешевой рабочей силы. А расплачиваться будут зеленой и другой бумагой, которой уже ходит по миру в 14 раз больше, чем весь американский ВВП. А будем противиться, то не постесняются применить и силу. Делается это не впервой. Обычно капиталистические кризисы заканчиваются столкновениями за передел богатств и сфер влияния. А в России есть, чем поживиться.
Где же выход? Мы называли пути выхода из него на недавно проходившем Пленуме ЦК КПРФ. Это 15 шагов, которые доведены до сведения руководства России, и которые, по нашему мнению, являются абсолютно необходимыми и безотлагательными. Кое-какие наши предложения правительство, в конце концов, оказалось вынужденным принять. Например, ограничить зарплаты, бонусы и дивиденды нашим "жирным котам" Г.А.Зюганов предлагал Д.А.Медведеву еще в ноябре месяце прошлого года. Слава Богу, теперь в Кремле, кажется, поняли, что без этого обойтись не удастся.
Однако главного нашего предложения - мер по возвращению в народную собственность богатств страны, незаконно захваченных кучкой миллиардеров-олигархов и их чиновничьих покровителей, нынешняя власть, конечно, принимать не хочет. Не принимает она и серьезных мер по восстановлению социальной справедливости, ликвидации безработицы, повороту к народовластию. Наша власть как была, так и остается властью кучки наживал-богатеев и их обслуги. Пока наше общество не поймет этого и будет пытаться и в условиях кризиса жить по инерции, свет в конце туннеля не засветит. Кое-кому кажется, однако, что он уже разглядел его. Но это светит нам "тот свет".
На фоне тяжелого кризиса, охватившего Россию, наша власть решила в срочном порядке задействовать некоторые программы стимулирования производства, а также затеяло глубокую реформу армии, системы науки и образования. Программа стимулирования производства давно назрела и перезрела и является жизненно важной для дальнейшего существования России, которая лишилась после 1991 года статуса промышленной державы и превратила себя в сырьевой придаток остального мира. Возникает, однако, вопрос, почему решение этой проблемы откладывалось Кремлем все те годы, когда на Россию обильно лился "золотой дождь" нефтедолларов и когда, казалось, сам Бог велел обращать их на восстановление и создание новых промышленных и сельскохозяйственных производств? Если бы это делалось, мы встретили бы кризис на несравненно более прочных и устойчивых позициях. Но нет. Нам упорно доказывали, что куда правильнее стерилизовать нефтедоллары и отправлять их в заграничные кубышки, чтобы якобы не разгонять инфляцию. Теперь же, когда цены на нефть упали в три раза, когда из страны только во вторую половину прошлого года утекло 148 млрд. долларов и был "за один присест" съеден приток иностранного капитала за все 15 предшествующих лет, когда в бюджете образовалась зияющая дыра и произошла 40%-ая девальвация рубля, было вдруг решено проявить заботу о реальном производстве. Как говорится, нашли подходящее время и место для принятия такого решения. Вот только выделяемые на эти цели деньги почему-то до производства не доходят, а застревают в наших жадных до наживы и неотягощенных чувствами ответственности за страну банках и в карманах олигархов.
Так что же происходит? Предпринимается попытка восстановить нашу промышленность или осуществляется давно замышлявшаяся операция под удобным предлогом "распилить" между своими ребятами тот "общак", который 8 лет создавался за счет народных денег и заботливо прятался в иностранных банках. Ответ на этот вопрос будет ясен уже в ближайшее время, когда мы увидим или не увидим результаты чрезвычайных "спасательных" мер нашего правительства. Пока что эти результаты носят, мягко говоря, невыразительный характер.
Что же касается военной реформы и экспериментов над наукой и образованием, то они, определенно, не только плохо продуманы, но и проводятся не ко времени. Главным приоритетом политики правительства в складывающейся непростой обстановке должно быть спасение экономики и недопущение социального обвала. Нельзя в кризисные времена хвататься за все сразу в надежде на то, что если одно не получается, так может получится хоть что-то другое. Это повторение ошибок Горбачева, который, взявшись за реформу экономики и с треском провалив ее, принялся в попытках сохранить популярность ломать и корежить нашу армию и вооружения якобы для сокращения военных затрат, заниматься внешнеполитическими авантюрами и перестраивать всю государственную систему. Чем это закончилось, всем известно. В условиях кризиса, когда государство ослаблено, надо понимать, что это не время для обширных экспериментов. К сожалению, этого понимания невидно. Порой даже создается впечатление, что наша власть, как нарочно, делает все, для того чтобы усложнять обстановку, в надежде, что ей удастся " купить" доверие населения и его спокойствие с помощью символических повышений пенсий, пособий и прочих подобных шагов.
Только дешево хотят отделаться. Конечно, увеличили базовую часть пенсии на 8,7%, но ведь в реальном выражении это всего 156 рублей, на 17,5% страховую часть пенсии, но в реальных деньгах это всего 650 рублей. С первого августа обещают проиндексировать страховую часть на 7%, но это опять всего 200 рублей. В конце года, правда, обещают весомое повышение базовой пенсии на 31,4 %, т.е. с 1950 до 2562 рублей. Так ведь по данным Росстата за прошлый год инфляция составила 19,1% и продолжает усиливаться. Рост цен на предметы первой необходимости, несомненно, намного превышает обещанные прибавки. Это ежедневно видит каждая домохозяйка, входящая в магазин, каждый больной, заглядывающий в аптеку, каждый квартиросъемщик, получающий очередную жировку, каждый владелец телефона, каждый пассажир, который обращается в кассу за приобретением билета. Так что нам, скорее всего, светит не увеличение, а реальное сокращение доходов. И это в условиях, когда продолжаются массовые увольнения, когда с мая прошлого года безработица выросла в полтора раза и составила в феврале 2009 года 6,4 млн. чел. К тому же из армии будут увольняться десятки тысяч военнослужащих, число студентов в вузах начнет сокращаться, а выпускники будут оставаться безработными. Интересно, что правительство в соответствии со своими кризисными планами собирается оказать помощь немногим более 1 млн. безработных. Какова же будет судьба миллионов других?
Что до внешнеполитических дел, то в последнее время только и разговоров, что о предстоящем переналаживании отношений с Западом после прихода в Белый Дом "товарища Обамы". Спору нет, сотрясаемые кризисом и крепко увязшие в Ираке и Афганистане американцы вынуждены сейчас на время воздерживаться от своих привычных ломовых приемов в проведении внешней политики, поменять ее нюансировку. Прежняя их претензия на непререкаемый авторитет и лидерство в мире поставлена под вопрос. Американская "универсальная" финансово-экономическая модель в результате краха Уолл-стрит серьезно дискредитирована. Поколеблена насаждавшаяся многие десятки лет вера в то, что американская демократия является образцом для обязательного подражания всем миром и знаменует собой высшее достижение человеческой истории и цивилизации.
Под вопросом оказалась и прежняя непререкаемая военная мощь Америки. США не удается добиться победы в тех войнах, которые самоуверенно начинал Буш. Америка стала в последние годы самым ненавидимым государством во многих регионах мира. Линия на дальнейшее продвижение сферы американского влияния на восток Европы после неудачной военной авантюры Саакашвили впервые дала сбой и вызвала нарушение единства в НАТО - главной опоре влияния США в Европе. Газовый спор с Украиной наглядно продемонстрировал уязвимость лидеров националистического бандеровского движения, на которых сделали ставку США. Усиливающееся пророссийское движение в Крыму, а также быстро набирающий обороты кризис в индустриальных и юго-восточных регионах Украины, населенных преимущественно русскими, вызывает в США и ЕС опасения за дальнейшую целостность Украины. Вынужденное откладывание приема Грузии и Украины в НАТО заставляет нервничать поляков, прибалтов и чехов - наиболее активную антироссийскую часть "восточного балкона" НАТО, сомневаться в готовности союзников прикрыть их, если бы они ввязались в какой-либо конфликт с Россией. Они сильно озабочены возможностью вообще какого-либо, пусть временного и ограниченного, сближения между США и Россией. Натолкнулись на препятствия попытки США и ЕС осуществлять проникновение в Среднюю Азию. В условиях укрепления Шанхайской организации сотрудничества лидерам среднеазиатских республик становится все труднее лавировать между Россией, Китаем и США. Не дают также ощутимых результатов попытки США вбивать клинья между Россией и Китаем, разыгрывать их друг против друга. В тупик зашла и американская политика в отношении Ирана - их попытки свергнуть существующий там режим с помощью организации единого фронта международного сообщества против мнимой иранской ядерной угрозы.
Перечень американских неприятностей и неудач можно было бы продолжить. Однако представляется преждевременным делать вывод, что предстоит серьезный поворот во внешней политике США в сторону реализма, уважения международного права, сдержанности в применении силы и готовности строить отношения с нами на честной равноправной основе. Наша "демократическая общественность", правда, сейчас спит и видит, что возвратятся времена Ельцина, Гайдара, Козырева и Чубайса в результате размягчения американского курса. Но серьезного поворота, конечно, не будет. Стратегические цели американской политики вряд ли изменятся. Смысл появления Обамы у власти состоит в ином - в попытке добиться реализации прежних целей иными, более гибкими, средствами. Все говорит за то, что перенастройку отношений с Россией в Вашингтоне пока понимают только в плане вовлечения нас в решение задач американской политики, а отнюдь не в смысле большего уважения наших законных интересов и нахождения каких-то компромиссных решений по вопросам, которые важны с точки зрения продвижения российских национальных интересов.
Судите сами.
- Прием Грузии и Украины в НАТО на время откладывается, но с повестки дня вовсе не снимается. Двери НАТО остаются для них открытыми.
- Нет и речи о ратификации адаптированного ДОВСЕ, хотят сохранить возможности кричащего перевеса в Европе натовских сил над нашими.
- Не поминают больше об отказе от планов размещения американской ПРО в Польше и Чехии. Вместо этого оперируют смутными рассуждениями об адаптации этой системы с учетом некоторых пожеланий России, но только в обмен на поддержку американских планов наращивания давления на Иран.
- Ожидают уступок России на переговорах с ЕС и допуска союзников США к нашим месторождениям углеводородов и трубопроводным системам. Деятельности НАТО хотят придать энергетическое измерение.
- Хотят расширения своего военного транзита по земле и воздуху в Афганистан, а также усиления российской вовлеченности в эту войну.
- Ожидают активной позиции России в отношении Северной Кореи.
- Не хотят отменять пресловутую поправку Джексона-Вэника.
- Настаивают на интернационализации нашего Севморпути и охотно поддерживают любые попытки ограничения наших позиций в Арктике.
- Поддерживают и поощряют территориальные претензии к нам со стороны Японии и т.д.
А что предлагают взамен? Да в сущности ничего, кроме улучшения атмосферы отношений, всевозможных консультаций и знаков благосклонного внимания, вроде визита Обамы в Россию этим летом. По подобным случаям, как свидетельствует опыт, обычно пишутся документы желательно юридически не обязывающего характера, призванные показать, как улучшилась эта самая пресловутая атмосфера американо-российских отношений. Их было на нашей памяти великое множество, таких документов. Цена им грош в базарный день. Обычно их и не думают исполнять и вскоре забывают, продолжая упорно гнуть свою прежнюю линию на "сдерживание" и ослабление России. (Это так ее справедливо характеризуют наши китайские партнеры).
Главный же интерес американцев к нам был на протяжении десятков лет и остается прежним: снижение нашего ракетно-ядерного потенциала, а еще лучше его полное уничтожение или постановка под международный, то бишь американский, контроль. Это альфа и омега американской политики на Россию, что, впрочем, и вполне понятно. Не может считаться полностью обеспеченной претензия на безраздельное руководство миром, пока все еще существует держава, способная в случае чего нанести США неприемлемый ущерб, а то и уничтожить их. Процесс ликвидации главного геополитического противника, начавшийся в 1991 году, остался незавершенным. И это не дает покоя американским политикам.
Не случайно, что "гвоздем" американских внешнеполитических взглядов с приходом Обамы становится идея всеобщего и полного ядерного разоружения. С ней Обама едет к нам в Москву. Во имя этой высокой и благородной цели России будет предложено заключить очередной договор о сокращении стратегических ядерных вооружений, обозначив готовность начать движение к безъядерному миру. Обе стороны сейчас прилежно трудятся над разработкой проекта соответствующего договора.
От чего же американцам вдруг так захотелось избавить мир от ядерного оружия? Никак они не хотели делать этого в конце 40-х годов в связи с нашими инициативами в ООН. Держались за свое атомное оружие, за план Баруха. А когда в 1985 году СССР вновь предложил им такую ликвидацию ядерного оружия и даже выдвинул соответствующий план, так они от смеха чуть не надорвали себе животы. Не настолько мы глупы, говорили они, чтобы отказываться от ядерного оружия, когда у вас такие мощные обычные вооруженные силы. Не будем мы всерьез сокращать свое ядерное оружие, до тех пор, пока не создадим эффективную систему ПРО. Она-то и "обнулит" ваш советский ядерный потенциал, после чего мы посмотрим, как заставить вас сократиться.
Теперь, после развала СССР и его армии, настроение в Вашингтоне, похоже, радикально изменилось. У США сложилось абсолютное превосходство над любым противником по обычным вооруженным силам. Они настолько усовершенствовались, что вполне способны решать задачи, ранее отводившиеся ядерному оружию. Американцы быстрыми темпами наращивают свою ПРО в надежде сделать бесполезным ракетно-ядерное оружие других государств. Они претендуют на полный военный контроль над космосом. Ну, почему же в таких условиях не продемонстрировать широту души и не изъявить готовность ликвидировать ядерное оружие? Если его не будет, то скорая, эффективная и, главное, безнаказанная расправа над любым противником и конкурентом США гарантирована. За американцами тут, как говориться, не заржавеет. Пример Ирака и Югославии, не имевших средств массового поражения для сдерживания агрессора, у всех прочно врезался в память. Конечно, путь к безъядерному миру долог и сложен, но предстать в глазах мира эдаким апостолом ликвидации ядерных вооружений - дело выгодное. На этом можно набрать много очков, пустить другим пыль в глаза.
Переговоры с США о сокращении ядерного оружия, разумеется, неизбежны. Тот, кто отказался бы от таких переговоров, проиграл бы в глазах общественного мнения. К тому же Россия, как член ДНЯО, взяла на себя обязательство участвовать в процессе сокращения ядерного оружия наряду с другими ядерными государствами. Есть также объективная потребность ликвидировать устаревающие образцы ядерного оружия. Но при этом нам необходимо добиваться ответных сокращений с другой стороны, чтобы не нарушать ядерный баланс.
Ясно, что для нас речь может идти лишь об ограниченных шагах, причем на строго взаимной основе и с выправлением тех перекосов и односторонних уступок в ущерб нашей безопасности, которые были допущены в последние годы Горбачева, а затем в период правления Ельцина. В определенный момент наши ядерные силы могут оказаться последней гарантией существования России как единого независимого и имеющего будущее государства, главным и "неотразимым" аргументом в защите наших национальных интересов. Без сохранения прочного ядерного щита, нам никогда не позволят встать с колен. Такова суровая правда международных отношений. Такова проза жизни. Либо Россия встанет с колен, либо ее сомнут.

2 comments or Leave a comment
Comments
martyshin From: martyshin Date: May 5th, 2009 06:33 pm (UTC) (Link)
1. Говорить о бездарно потраченных нулевых и зря потреченном времени можно только если принять за реальную цель нынешней элиты возрождение и расцвет страны. Если же реально посмотреть на вещи - то никто и не собирался поднимать россию. Массовке дали возможность фарцевать джинсой, себе взяли возможность фарцевать недрами. Это и было целью, всех желаемых результатов власти достигли. А то что народ мрет и производства нету - побочный эффект.

2. ""перенастройку отношений с Россией в Вашингтоне пока понимают только в плане вовлечения нас в решение задач американской политики, а отнюдь не в смысле большего уважения наших законных интересов""

А с чего им уважать наши интересы? Мы сами их должны обеспечивать. Если не обеспечиваем, то это наши проблемы. они видят что плохо лежит, вот и подбирают. Никто не заставлял нас раскидывать свои интересы им под ноги.
propovednick From: propovednick Date: May 7th, 2009 11:40 pm (UTC) (Link)

Так что делать-то?

Кого и где менять в государстве?
2 comments or Leave a comment